Наши ТРОПИНКИ



ПРОГРАММА "ТРОПИНКИ"
Основная образовательная программа дошкольного образования "Тропинки" / под ред. 
В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2016. - 592 с.
Авторы:
Бакланова Т.И., Глебова А.О., Гришаева Н.П., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С., Полковникова Н.Б.

Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.

Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2014 г.). 



ОПЫТ АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТРОПИНКИ»


     С введением ФГОС ДО стало необходимым обновление дошкольного образования, повышение его качества и введение программно-методического обеспечения нового поколения, которые направлены на всестороннее развитие творческих, познавательных  и многих других способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольной образовательной организации при переходе на новую ступень образования. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что основными  критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор. А главная идея всех современных программ и модернизации образования в целом - это научиться помогать детям  расти и развиваться в условиях естественного самоценного периода детства. Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам.
     Осенью 2017 года наш детский сад, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №230»,  стал экспериментальной площадкой ФГАУ ФИРО по внедрению вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки», выпущенной под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева. «Тропинки» - это современная программа развивающего дошкольного образования, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и  обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Основная идея программы: создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению. В структуру Программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, которые содержат подразделы, называемые «тропинками». Именно по ним  ребёнок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребёнок, конечно не без помощи взрослого, находит в культуре источники собственного личностного роста. 
Свою работу мы начали с подбора творческой группы, команды заинтересованных, увлечённых единомышленников. В неё вошли воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В работе площадки принимают участие пять групп детского сада.
     Кроме того, члены нашей творческой группы активно принимали  участие во многих методических мероприятиях: различных семинарах и конференциях. Также просматривали вебинары, проводимые корпорацией «Российский учебник», а в некоторых и принимали участие. Педагоги прошли курсовую переподготовку в ООО «Корпорация «Российский учебник» на базе образовательной платформы «LEKTA» по дополнительной образовательной программе «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка как условие обеспечения качества дошкольного образования». На этих мероприятиях был рассмотрен широкий круг вопросов  организации и проведения самого образовательного процесса по программе «Тропинки», проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, внедрения современных технологий эффективной социализации ребёнка в образовательный процесс ДОО. Это позволило нам получить ответы на интересующие вопросы.  Также мы познакомились с практическим опытом реализации программы в других дошкольных образовательных организациях.
Но, так как наш сад стал экспериментальной площадкой в то время, когда учебный год уже начался, и мы не могли включиться в полноценный образовательный процесс по программе «Тропинки», то обратили своё внимание на методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации». Данное пособие также включено в методическое обеспечение программы, а его  автор – старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева.
Отмечая важность социализации дошкольников, Н. П. Гришаева считает, что для развития социальных навыков у дошкольников новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада. Она разработала новые современные  технологии социализации ребёнка-дошкольника:
• клубный час;
• рефлексивный круг;
• ситуации месяца;
• заключительные праздники по ситуации месяца;
• проблемные педагогические ситуации;
• дети-волонтеры;
• волшебный телефон;
• социальные акции;
• развивающее общение;
• новые способы и технологии привлечения родителей в жизнь сада.
Предлагаемая система социализации включает технологии, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно, некоторые технологии автора мы  используем в собственной интерпретации. Использование в работе педагогов этих технологий позволяет эффективно сформировать и развить у ребёнка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, т.е.  качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе. Н. П. Гришаева считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Именно с внедрения в практику некоторых из этих технологий и началась работа нашей экспериментальной площадки.
     «Ежедневный рефлексивный круг» - это та технология, с которой мы и начали. Это одна из интересных технологий, на самом деле помогающая педагогам в сплочении детского коллектива, формировании умения слушать и понимать друг друга, обсуждать планы, в развитии умения выражать свои чувства и переживания публично. Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми. В течение 5-10 минут  педагог ведёт с детьми разговор-обсуждение. Темы для этого могут быть самыми разными. Что произошло у нас интересного в группе вчера? Чем мы сегодня будем заниматься? Кого мы можем назвать другом? и т.д. А также, если произошло какое-либо происшествие или неожиданное интересное событие.
Кроме того, рефлексивный круг обязательно проводится до и после клубного часа, следующей используемой нами интересной технологией. Для реализации этой технологии были организованы клубы, придуманы и изготовлены их эмблемы.
Клубы:
ü клуб «Юные исследователи» предлагает поэкспериментировать в лаборатории;
ü клуб «Музыкальная гостиная», где дети танцуют, поют, играют на инструментах, читают стихотворения, инсценируют их и т.д.;
ü клуб «Здоровей-ка» - это спортивные игры, эстафеты и развлечения, которые   инструктор по физической культуре готовит ребятам исходя из тематики клубного часа;
ü клуб «Рукодельница», здесь дети занимаются ручным трудом и конструированием по тематике клубного часа;
ü клуб «Весёлые кляксы» знакомит детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией;
ü клуб «Изопластика» - это лепка из солёного теста, пластилина, глины;
ü клуб «Почемучки» предлагает поиграть в шашки, шахматы и другие развивающие игры, разгадать кроссворды;
ü клуб «Дружные ребята» ведёт психолог и предлагает заняться песочной терапией,  различными играми;
ü клуб «Юные краеведы» (название этого клуба говорит само за себя) - знакомство с традициями, бытом Кубани.
     Также была проведена работа с родителями: это информация в родительских уголках и презентация данной технологии на родительских собраниях. Родители поддержали эту идею и предложили свою помощь. Кроме того, мы разработали «Правила поведения детей во время клубного часа» с использованием понятных детям условных обозначений, а ещё каждая группа выбрала себе цвет для изготовления сумочек и бейджев, чтобы взрослым легче было определить из какой группы ребёнок. Нами был составлен календарно-тематический план проведения клубного часа. А т.к. мы только знакомились с новыми технологиями, то планировали и проводили клубный час один раз в месяц. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий