Поиграйте дома

    Здравствуйте, друзья. Я конечно ничего нового Вам не открою, предложив поиграть с ребенком. Но, я постараюсь облегчить ваш труд и предложить подборку речевых игр. Почему речевых? Потому что,это проблема наиболее актуальна для детей в возрасте 4-5 лет.
     Можно в процессе игры автоматизировать звуки, подправить звукопроизношение. Играйте на здоровье, говорите правильно!
 «Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Взрослый спрашивает "- Расскажи, что бывает..."
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Игры на развитие артикуляционной моторики:
• Птенчик (открывать-закрывать рот)
• Достань нос язычком
• Поймай шарик (на шнурке небольшой шарик, который нужно достать зубами, губами, языком)
• Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать комара»)
• Зеркало (друг против друга: движения челюстью вправо-влево, вверх-вниз, язык вверх-вниз, щеки надуть-сдуть)
• Зебра (улыбка, оголяем верхние зубы, затем нижние зубы)
• Обезьянки (строим друг другу гримасы: оттопырить нижнюю губу, шлепаем нижней губой по верхней губе)
• Заяц (покусать нижнюю губу)
• Веселый клоун (Беззвучно удерживаем улыбку «И»5-10сек)
• Грустный клоун (беззвучно «У» 5-10сек)
• Веселый и грустный клоун (чередуем «И-У»)
• Почистим нижние зубки (языком возим из стороны в сторону по нижним зубкам)
• Киска сердится (кончик языка прижать к нижним зубам, боковые края языка поднять к верхним коренным зубам)
• Золушка (языком почистить стенки-щеки)
• Воздушный футбол (дуем на кончик язычка и произносим ффф, следим, чтобы дуть не надувая щек)
• Вкусное варенье (облизываем губы)
• Подуй на нос
• Маляр (возим широким языком по небу)
• Дятел (кончиком языка стучим по альвеолам за верхними зубками)
• Лошадка (цокаем язычком)
Развитие фонематического слуха
• Угадай, кто это? (узнаем по голосу ребенка)
• Красный-белый (поднять красный кружок, если услышит заданный звук и белый – если звука нет)
• Кто больше слов придумает на заданный звук (слог)
• Повторялки (са-са-сы, сы-са-са)
• Ты начни, а я закончу (са-са-са – на цветке сидит (оса)
• Загадки с рифмованной отгадкой
• Выбери слово (выбрать из стихотворения все слова со звуком С)
• Закончи слово слогом (ко (са, ли (са)
• Сделай мягким (са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се)
• Подарки для Сони и Зои (у Сони все слова со звуком С: самолет, собачка, а у Зои все слова со звуком З:зайка, зонт, зубная щетка)
• Кто больше слов придумает (придумать слова на заданный звук)
• Замени первый звук в слове (тапки-шапки, майка-шайка)
Развитие словаря и совершенствование грамматического строя речи:
• Съедобное - несъедобное (расширение словарного запаса)
• По цепочке (обобщение, назовите овощи – ребенок и взрослый по очереди называют: картофель, капуста, морковь и т. д.)
• Мы не скажем, а покажем ( ребенок и взрослый по очереди показывают движения, а потом  их называют)
• Чего не стало или что взял мишка (10 предметов)
• Новые слова (образование новых слов: конфета - конфетница, конфетный)
• Один – много (ваза-вазы и т. д.)
• Удлиняй слова (куст-кустик, кустовой; дом-домик, домовой, домашний, домище и т. д.)
• Похожие слова (синонимы: врач-доктор, шофер-водитель)
• Назови ласково (мама – мамочка, мамуля, матушка)
• Иностранец (описание предметов для иностранного гостя)
• Добавь слово (На небе туча – На синем небе туча. – на синем небе темная, дождевая туча)
• Урок Мальвины (составление предложений из заданных словосочетаний: лесная ягода – Ребята собрали лесную ягоду и приготовили вкусный пирог)
• Помоги Незнайке (подружи слова в предложении: мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные пироги)
• Исправь ошибки Незнайки (Я весь босой; я укладил куклу спать)

Я не являюсь автором этих игр. Эти игры составляли логопеды. Я  подобрала более актуальные игры по возрасту. Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий